Ауди́т (от лат. audit — слушает) или ауди́торская прове́рка — процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта.

Аудит промышленной безопасности – это независимая оценка различных управленческих, производственных и технологических систем, участвующих в эксплуатации опасных производственных объектов в части эффективности управления промышленной, экологической безопасностью и охраной труда с помощью независимых высококвалифицированных специалистов.  

Во избежание больших штрафных санкций со стороны Ростехнадзора (200-300 тыс. руб.) по результатам плановых проверок большой популярностью и востребованностью среди организаций в последнее время пользуется аудит промышленной безопасности. Наиболее актуален аудит накануне проверки (не менее чем за два месяца). Это позволяет своевременно устранить нарушения требований промышленной безопасности и подготовиться к предстоящей проверке.

 Цели проведения промышленного аудита

  • Получение достоверных сведений и оценка состояния промышленной безопасности, фактического технического состояния оборудования
  • Получение объективной информации о соответствии опасных производственных объектов современным требованиям
  • Получение объективной информации о соответствии опасных производственных объектов проектной и эксплуатационной документации
  • Выявление слабых мест в системе управления промышленной безопасностью и охраной труда и разработка мер по повышению уровня промышленной безопасности опасных производственных объектов

Основные направления промышленного аудита:

  • состояние нормативно-правовой, организационно-распорядительной документации;
  • состояние документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов;
  • состояние управления кадрами;
  • организация и осуществление производственного контроля;
  • состояние технических устройств и  соответствие эксплуатации опасных производственных объектов установленным нормативным требованиям;
  • осуществление мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах;
  • анализ причин возникновения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах;
  • правильность идентификации опасностей и рисков

Порядок проведения промышленного аудита

1 этап. Организация проведения аудита (определение целей, задач, объектов, сроков проведения и критериев аудита, заключение договора на проведение аудита).

2 этап. Проведение аудита документации (оценка разрешительной, проектной, эксплуатационной и технической документации заводов-изготовителей, результатов производственного контроля).

3 этап. Проведение аудита на месте (оценка объектов аудита на месте с учетом результатов проведенного аудита документации, проведение при необходимости технических исследований, проб и замеров).

4 этап. Разработка рекомендаций по реализации мер направленных на повышение уровня промышленной безопасности  (при оценке соответствия учитываются не только требования нормативных правовых и технических документов, но и результаты производственного контроля,  причины возникновения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, научные исследования и передовой опыт эксплуатации подобных объектов).

5 этап. Оформление и утверждение отчета по аудиту (в отчете отражаются результаты проведенного технического аудита, а также рекомендации по устранению выявленных несоответствий и улучшению организации управления промышленной безопасностью и охраной труда на предприятии (организации)).

6 этап. Согласование и передача окончательной редакции отчета заказчику.

 

Руководители предприятий, анализируя результаты аудита, принимают решение о необходимости, экономической целесообразности и приоритетам выполнения предложений и рекомендаций, предлагаемых аудиторами по повышению безопасности эксплуатируемых опасных производственных объектов.

Аудит пожарной безопасности — это независимая оценка пожарного риска, которая проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска. Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается МЧС России.

С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который вводит совершенно новый механизм контроля и надзора за пожарной безопасностью на объектах защиты. В нем объединены многочисленные требования пожарной безопасности, действующие в России до этого. Согласно Закону, каждый объект защиты (здание, сооружение, технологические установки, оборудование и т. п.) должен иметь Систему обеспечения пожарной безопасности, отвечающую заданным нормам пожарного риска. Независимую оценку пожарного риска (аудит пожарной безопасности) могут осуществлять только аккредитованные при МЧС экспертные организации. Расчёты по оценке пожарного риска могут выполняться любыми физическими и юридическими лицами без аккредитации МЧС. В случае установления соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах и нормативными документами по пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска, собственник получает Заключение о независимой оценке пожарного риска на срок не более 3 лет.

Нормативно-технический аудит — это независимая, комплексная и документированная оценка используемых внутренних технологических, технических, организационных и распорядительных решений и документов  с целью установления реальной степени их соответствия положениям законодательных и нормативно-правовых актов для исключения рисков административной и уголовной ответственности при эксплуатации опасных производственных объектов.

Такой аудит включает в себя анализ наличия и соответствия внутренних технологических, технических, организационных и распорядительных решений и документов заявленной деятельности и выполняемых видов работ на опасных производственных объектах I, II, III и IV классов опасности (Положения, технологические регламенты, инструкции, технологические схемы, ПЛА, ПЛАСС, ПЛАРН, приказы, мероприятия и т.п.).

Несоблюдение или недооценка строгого выполнения нормативно-технических требований являются существенными рисками, которые, как правило, приводят к срыву графика реализации бизнес-плана, в том числе сроков ввода объектов в эксплуатацию, а в худшем случае, в соответствии с действующим законодательством, влечет за собой приостановку или прекращение реализации проекта, административную ответственность руководителя и юрлица.

ЧОУ ДПО «Учебный комбинат» проводит также отраслевой нормативно-технический аудит соответствия практической деятельности интересующего клиента, предприятия (организации) условиям полученных лицензий на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов I, II и III классов опасности и другой разрешительной документации, анализируя следующие позиции:

А. организации, занимающиеся проектированием опасных производственных объектов:

  • Свидетельство члена СРО;
  • Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
  • протоколы аттестации специалистов, занимающихся проектированием опасных производственных объектов;
  • актуализированная база действующих нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, устанавливающих нормы и требования в области проектирования, ее доступность для персонала организации;
  • актуализированная база действующих сертификатов соответствия технических устройств требованиям технических регламентов Таможенного Союза, ее доступность для персонала организации;
  • внутренние документы (Положения, стандарты организации), устанавливающие порядок разработки проектной документации;
  • актуализированные программы для автоматизированных расчетов при проектировании;
  • организационные и исполнительные документы по ведению авторского надзора;
  • организационные и исполнительные документы по реализации процедур обеспечения качества проектной документации;
  • организационные и исполнительные документы по реализации процедуры рассмотрения рекламаций;
  • распорядительные документы по организации архивного хранения проектной документации;
  • организационные и исполнительные документы по реализации процедуры обследования зданий и сооружений;

Б.   организации занимающиеся строительством, монтажом, наладкой  опасных производственных объектов:

  • Свидетельство члена СРО;
  • Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
  • протоколы аттестации в области промышленной безопасности  специалистов, занимающихся строительством, монтажом, наладкой опасных производственных объектов;
  • обеспеченность производства работ квалифицированным персоналом (в том числе сварщиками и специалистами сварочного производства с правом проведения контроля);
  • обеспеченность производства работ по сохранности действующих подземных инженерных коммуникаций;
  •  наличие аттестации сварочного оборудования, сварочных технологий и сварочных материалов, применяемых при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов;
  • организация выполнения скрытых работ на подземных газопроводах и порядок их оформления;
  • документы, подтверждающие организацию и порядок осуществления производственного контроля за качеством сварочных, изоляционных и других работ ;
  • документы, подтверждающие организацию и порядок контроля за выполнением предписаний должностных лиц территориальных органов Ростехнадзора;
  • документы, подтверждающие организацию входного контроля качества материалов и оборудования, наличие сертификатов на трубы, материалы, паспортов на арматуру и технические устройства;
  • документы организации по технике безопасности и охране труда;

С.      для организаций, занимающихся эксплуатацией опасных производственных объектов:

  • лицензия в соответствии с действующим законодательством;
  • договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
  • декларации промышленной безопасности и заключения экспертизы деклараций промышленной безопасности для опасных производственных объектов в установленных законодательством случаях;
  • сертификаты соответствия техническим регламентам, федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности или до их вступления в силу — требованиям промышленной безопасности, установленным нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании», в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и статьей 46 Федерального закона «О техническом регулировании»;
  • утвержденное в установленном порядке Положение о производственном контроле;
  • документы, подтверждающие аттестацию (проверку знаний) руководителей, специалистов и обслуживающего персонала;
  • документы, определяющие организационную структуру предприятия  (организации);
  • договоры на аренду помещений;
  • проектная и исполнительная документация на опасный производственный объект;
  • документы по технике безопасности и охране труда;
  • должностные и производственные инструкции;
  • экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
  • распорядительные документы по организации безопасной эксплуатации опасных производственных объектов;
  • документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта;
  • договора со специализированными организациями (при необходимости) на обслуживание системы газопотребления, в том числе автоматики безопасности и регулирования;
  • эксплуатационные документы (журналы, акты, протоколы и т.п.)
  • планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • договор об обслуживании, заключенный с профессиональным аварийно-спасательным формированием в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

Д.          для организаций, занимающихся экспертизой промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений,                применяемых на опасных производственных объектах:

  • лицензия в соответствии с действующим законодательством на право проведения экспертизы промышленной безопасности;
  • приказы о приеме на работу экспертов с выпиской из трудовой книжки;
  • удостоверения об аттестации руководителя и экспертов в области промышленной безопасности;
  • квалификационные удостоверения экспертов;
  • Положение о лаборатории или договор с лабораторией при проведении экспертной организацией испытаний или технической диагностики;
  • Свидетельство об аттестации лаборатории в независимом органе по аттестации лабораторий;
  • организационные и исполнительные документы по реализации процедур обеспечения качества;
  • организационные и исполнительные документы по реализации процедуры рассмотрения рекламаций;
  • распорядительные документы по организации архивного хранения заключений экспертизы;
  • документы по технике безопасности и охране труда;